КОГДА КОНТАКТ НЕ НУЖЕН
Все знают, что чисто отмыть машину только водой невозможно. Сколько ни три, налет все равно останется. Если механическое воздействие не справляется, на помощь можно призвать химическое в лице поверхностно-активных веществ (ПАВ). Но не всегда ПАВы справляются со своей задачей и им приходится помогать. Если облить машину водой, потом облить автошампунем и смыть, то грязь наверняка останется. Нужно помогать руками, протирать и вытирать. Так все и поступают. Но в любом случае, будь то ручная мойка губками, тряпками, швабрами или механизированная мойка щетками, не избежать микроповреждений покрытия от абразивного воздействия частиц грязи и песка.
Технология бесконтактной мойки лишена этого недостатка. Она появилась сравнительно недавно и только благодаря разработке мощных моющих средств на основе современных поверхностно-активных веществ и специальных добавок, усиливающих моющую способность. Благодаря своим уникальным моющим свойствам и хорошему пенообразованию эта группа автошампуней получила название активная пена или бесконтактная пена.
Технология применения бесконтактной пены несложна. Нанесение раствора активной пены на автомобиль может осуществляться при помощи распылителя низкого давления с ручной или компрессорной подкачкой; или при помощи специального пистолета-пеногенератора, непосредственно подключаемого к моечному насосу высокого давления. Пеногенератор более производителен, дает обильную ровную пену, которая покрывает автомобиль, как снегом. Это нравится клиентам. Процесс мойки занимает около десяти минут и включает в себя:
- облив кузова водой под высоким давлением (чтобы сбить грязь и смочить поверхность),
- нанесение активной пены при помощи распылителя или пеногенератора,
- выдержку 1 - 2 минуты для активации пены,
- смыв раствора,
- удаление воды, сушку.
Для получения лучшего эффекта следует нанесение пены и смыв ее производить горизонтальными движениями, двигаясь постепенно снизу вверх по бортам автомобиля, сначала вымыв боковины, потом перед и корму, а в конце крышу, багажник и капот. В этой технологии мойки остается элемент контакта - удаление воды водосгоном и протирка салфеткой. Лучше использовать мягкие силиконовые водосгоны - их материал не позволяет внедряться в рабочую кромку песку - главному врагу окраски. Салфетка из специальной искусственной замши завершает сушку. Можно полностью исключить контактное воздействие при мойке и сушке - для этого нужно обработать кузов сразу после мытья специальным обливочным воском - ускорителем сушки, капли воды будут сами скатываться и кузов будет достаточно слегка обдуть воздухом, чтобы он стал сухим. Чтобы при мойке избежать неприятностей, нужно четко соблюдать инструкции по применению бесконтактной пены и придерживаться следующих правил:
- не допускать высыхания раствора активной пены на кузове, высохший раствор образует на поверхности белесые пятна, которые трудно смыть, удалить их можно, протерев поверхность легкой жидкой полиролью,
- не наносить раствор на горячий капот и на кузов, нагревшийся на солнце, обязательно облейте кузов водой перед нанесением пены, следите за капотом и крышей, там раньше всего высыхает пена и могут образоваться пятна,
- разбавлять пену точно в соответствии с рекомендациями изготовителя, обычно используются 5 - 10% растворы; значительное увеличение концентрации активной пены в растворе может привести к пятнам на окраске,
- нежелательно мыть активной пеной новые автомобили, особенно отечественные, их краска еще непрочна, а в состав пены входят сильнодействующие активные добавки,
- естественно, что нужно помнить о технике безопасности, вентилировать помещение, использовать спецодежду, перчатки и очки.
При бесконтактной мойке автомобилей активной пеной наилучшие результаты сочетания качества и экономической эффективности достигаются при применении пеногенераторов высокого давления. Такие пеногенераторы обеспечивают приготовление и распыление более однородной и мелкоячеистой пены, чем распылители - опрыскиватели низкого давления и позволяют значительно сократить время на обработку автомобиля. В используемых на мойках пистолетах-пеногенераторах пена образуется в результате дробления и распределения воздуха в растворе пенообразователя - бесконтактного автошампуня. Образование пены в пеногенераторе происходит в два этапа.
На первом этапе струя воды под большим давлением (до 160 атм) выходит из водяного жиклера и эжектирует раствор пенообразователя - активной пены. Кроме этого, в процессе движения струя захватывает воздух, который проходит через специальные отверстия и начинает дробить раствор. В результате получается первичная пена, низкой кратности и стойкости, она еще не пригодна для мытья.
Окончательное приготовление пены происходит на втором этапе. Воздушно - жидкостная смесь с огромной скоростью выбрасывается из смесителя и попадает на вспенивающую таблетку, изготовленную из специальной гидрофобной коррозионностойкой витой проволоки или сетки. Благодаря специально подобранной величине ячейки таблетка образует устойчивую пену большой кратности. Большая кратность пены очень важна для гарантии хорошей моющей способности пены, чем больше кратность, тем больше грязи пена может отмыть и удержать на себе. Вылетающая из вспенивающей таблетки пена формируется в плоскую струю параллельными пластинами регулятора.
Технология бесконтактной мойки имеет неоспоримые преимущества при мытье грузовиков. Время мойки огромной фуры сокращается с нескольких часов до 20 минут, причем силами одного человека. Проходка одного моечного поста увеличивается в 10 раз! Мощная струя пены из пеногенератора легко достает до самого верха дальнобойной фуры, не нужно никаких подставок, стремянок, швабр и проч.
При работе нужно наносить пену и смывать ее горизонтальными движениями, начиная снизу автомобиля и постепенно двигаясь вверх, чтобы грязь стекала по уже облитой поверхности, так лучше промывается нижняя, наиболее загрязненная часть кузова.
Наиболее массовой и хорошо зарекомендовавшей себя моделью пеногенератора является эжекторный LS3 производства Германии, образование пены в таком пеногенераторе происходит в два этапа. На первом этапе струя воды под большим давлением (до 160 атм) выходит из водяного жиклера и эжектирует раствор пенообразователя - активной пены. Кроме этого, в процессе движения струя захватывает воздух, который проходит через специальные отверстия и начинает дробить раствор. В результате получается первичная пена, низкой кратности и стойкости, она еще не пригодна для мытья.
Окончательное приготовление пены происходит на втором этапе. Воздушно - жидкостная смесь с огромной скоростью выбрасывается из смесителя и попадает на вспенивающую таблетку. Благодаря специально подобранной величине ячейки таблетка образует устойчивую пену большой кратности. Большая кратность пены очень важна для гарантии хорошей моющей способности пены, чем больше кратность, тем больше грязи пена может отмыть и удержать на себе. Вылетающая из вспенивающей таблетки пена формируется в плоскую струю параллельными пластинами регулятора.
Устройство пистолета-пеногенератора (пенокомплекта)
Пистолет - пеногенератор (пенокомплект) состоит из трех составных частей: пистолета - курка, пеногенератора, копья для облива водой. Копья выпускаются, как правило, двух размеров - короткое 50 см для мытья кузовов легковых автомобилей и длинное 120 см для мытья грузовиков. Для мытья днища выпускают изогнутые копья.
Пистолет-курок подключается к шлангу аппарата высокого давления накидной гайкой, которая имеется на шланге или при помощи специальной муфты , обеспечивающей свободное вращение пистолета без скручивания шланга, что значительно облегчает работу. Такие муфты обычно продаются отдельно от пенокомплекта. Однако стандартные шланги некоторых моделей АВД различных производителей не имеют таких гаек в силу конструктивных особенностей оригинального крепления шланга к пистолету. В этом случае устанавливается шланг, имеющий такую гайку. Это армированные двухоплеточные шланги высокого давления.
Пеногенератор и копье для облива водой и смыва пены подключаются к пистолету - курку при помощи быстросъемного соединения, оснащенного шариковым замком. При работе нужно следить за надежностью фиксации быстросъема и после каждого переключения насадок производить пробное включение АВД на 1 - 2 секунды, направив струю в пол в сторону от людей и машин. Такая проверка гарантирует, что копье или пеногенератор не вылетит вследствие неправильно произведенной фиксации. Для надежной работы быстросъемного соединения необходимо периодически смазывать и менять резиновые кольца. Необходимо проверять состояние упорного бурта на штуцере быстросъема и состояние окон под шарики в муфте. При повреждении окон и бурта необходимо заменить быстросъем.